Чеклист юзабилити сайта

Понятна ли структура сайта?

Оцените структуру сайта с точки зрения пользователя — легко ли ему разобраться в каком разделе следует искать нужную информацию, соответствует ли разбивка сайта на разделы задачам пользователя и т.п.

Этот параметр довольно сложно правильно оценить самостоятельно, т.к. у вас «замылен глаз» — рассмотрите возможность выполнения тестирования на фокус-группе. В самом простом случае, просто зайдите в интернет-кафе, купите паре посетителей кофе и попросите их что-то сделать на вашем сайте — очень важно, чтобы это были никак не связанные с вами и вашим сайтом люди.

Легко ли различаются уровни заголовков?

Если на сайте используется многоуровневое меню, то проверьте, легко ли различаются меню первого, второго и третьего уровня. Также проверьте хорошо ли различаются заголовки — теги типа H1 и H2.

Очень важно, чтобы поьзователь, просматривая страницу мог четко различать ее разделы и подразделы.

 

Логично ли отсортированы элементы панелей?

Проверьте порядок сортировки элементов в различных панелях. Довольно часто используется сортировка по алфавиту, которая не соответствует логике действий пользователя, или же сортировка сбивается, например, на пронумеровнных элементах — 1, 11, 2, 3…

 

Выделен ли текущий пункт меню?

Убедитесь, что при переходах по сайту в меню всегда выделяется текущий пункт. Также, рекомендуется делать этот пункт не активной ссылкой, а просто текстом, но этот момент является спорным — в некоторых случаях ссылку бывает выгодно оставить.

 

Количество элементов в панелях не слишком велико?

Если в какой-то панели или в выпадающем меню очень много элементов, то резко возрастает вероятность того, что посетитель просто не заметит нужный пункт или посчитает ваш сайт слишком сложным и уйдет. Точно назвать допустимое количество элементов невозможно, но оптимальным считается не более 7-9 элементов.

Для оценки восприятия подобных сложных элементов сайта удобно использовать eye-tracking — технологию, позволяющую отследить движение взгляда респондента по вашему сайту и наглядно увидеть весь процесс поиска информации, заметные и незаметные области и т.п.

 

Правильно ли работает выпадающее меню?

Если у вас на сайте присутствует выпадающее меню — проверьте не перекрывается ли оно чем-то (например, флэш-банером), не вылезает ли за пределы экрана при разных разрешениях и т.п.

 

Используются ли «хлебные крошки»?

Если у вас на сайте сложная структура с разделами и подразделами, то использование «хлебных крошек» (они же «навигационная цепочка» или Breadcrumbs) заметно повышает юзабилити сайта и позволяет посетителю ориентироваться в том, где он находится.

 

Легко ли определить где вы находитесь?

Довольно часто посетитель попадает не на главную страницу, а сразу на внутреннюю (по присланной ссылке, из закладки, из поисковика и т.п.) Для улучшения поведенческих факторов вашего сайта и вовлечения посетителей, очень желательно, чтобы посетитель мог легко определить где он находится — тем самым увеличивается вероятность того, что он заинтересуется другими страницами в этом же разделе и просмотрит другие разделы сайта.

 

Есть ли ссылка на главную страницу?

Проверьте, присутствует ли на вашем сайте заметная ссылка на главную страницу. Переход с внутренней страницы на главную является одним из наиболее востребованных и соответствующая ссылка должна всегда легко находится посетителем.

 

Является ли логотип ссылкой на главную?

Стандартом де-факто стало то, что логотип на странице ведет на его главную страницу. Убедитесь, что это правило выполняется и на вашем сайте, особенно если у него сложная структура, включающая разные домены и под-домены.

 

Легко ли найти форму авторизации?

Если для выполнения действий на вашем сайте требуется регистрация и авторизация пользователя, убедитесь, что пользователь может легко найти соответствующую форму

 

Есть ли на сайте поиск?

Если на вашем сайте присутствует большое количество информации, то имеет смысл сделать поиск по сайту, это поможет пользователям нужную информацию найти. Однако, в первую очередь необходимо озаботиться созданием грамотной навигации — все исследования показывают, что 99% посетителей сначала пытаются найти информацию через меню и только если не получается, используют поиск.

При разработке поиска необходимо учитывать специфику сайта, например, подумать какие поля в поиск включать, добавлять ли в результаты поиск по комментариям пользователей и т.п.

 

Несмотря на распространенное мнение, что карта сайта является устаревшим элементом, во время проведения аудитов юзабилити респонденты довольно часто ей пользуются, когда пытаются соориенитироваться в структуре сайта. Это часто бывает намного удобнее, чем последовательно изучать все пункты меню, особенно если на сайте присутствует три или больше уровней.

Следует учитывать, что если вам структура вашего сайта кажется логичной и понятной, то это абсолютно не гарантирует, что она является таковой для ваших посетителей. Наоборот, очень часто владельцы сайта, просматриваяролики с записью выполнения заданий респондентами, удивляются абсолютно нелогичному, с их точки зрения, поведению респондентов…

 

Уровни разделов и меню различаются?

Если на вашем сайте несколько уровней вложенности, проследите, чтобы в меню и других навигационных панелях четко прослеживалась иерархия — отступами, цветом, какими-то метками и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *